МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...

К принципам построения моделей и последовательности операций при их разработке относят определение целей и конкретных задач моделирования, сбор и систематизацию информации, выделение основных факторов, влияющих на изменение тенденций и закономерностей исследуемого объекта или явления [2]. Основополагающей идеей при моделировании процесса формирования общих компетенций студентов экологов является разработка такой модели, которая позволила бы повысить эффективность данного процесса и привести его в соответствие с требованиями современного общества.

На основании полученной структуры общих компетенций, учитывая компетентностный подход как методологическую основу, с опорой на истин- ные принципы теории моделирования В. А. Веникова [3], В. А. Штофа [4] и других, а также в соответствии с социальным заказом общества и государства ФГОС СПО [5] была разработана теоретическая модель формирования общих компетенций студентов-экологов. Нами выделены следующие компоненты общих компетенций у студентов-экологов: мотивационный, когнитивный, деятельностный. Выделенные компоненты положены в основу проектирования модели формирования общих компетенций. Спроектированная нами модель характеризуется целостностью и системностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут опре- деленную смысловую нагрузку и работают на конечный результат – достижение необходимого уровня формирования общих компетенций у студентов-экологов. Модель ориентирована на конкретную цель – формирование общих компетенций у студентов-экологов – и состоит из следующих блоков: целевого, содержательно-организационного и результативного. Модель представлена на рисунке 1. Рисунок 1- Модель формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования Целевой блок модели формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования выступает как прогнозируемый результат обучения в специально организованной среде, который должен соответствовать нормативным требованиям к профессиональной подготовке выпускников. Содержательно-организационный блок модели формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивает целенаправленную субъект-субъектную деятельность педагога по формированию структурных составляющих общих компетенций у студентов-эколоов в виде системы знаний, умений и опыта их применения в решении практических и теоретических проблем и задач, встречающихся в профессиональной деятельности. Этот блок в модели формирования общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях СПО отражает социальный заказ общества на современное качество образования и включает в себя методологическую основу (единство системного, деятельностного, личностно ориентированного, средового, компетентностного, интегративного подходов), теоретическую основу (тео- рии педагогического моделирования и проектирования, идеи построения образования на основе компетентностного подхода, личностно ориентированные концепции образования, исследования по теории педагогических технологий и оценке результатов образования), содержание педагогического проектирования (факторы, де- терминирующие его направления, стратегию, средства реализации), принципы (проектирования, отбора содержания образования и педагогического процесса, организационно-деятельностные) и ведущие концептуальные идеи (идеи концепции гуманитаризации образования в рамках личностно ориентированной парадигмы) организации процесса формирования общих компетенций. Результативный блок характеризует степень достижения поставленной цели. Он включает диагностику уровня сформированности общих компетенций у студентов-экологов и выявление основных направлений совершенствования процесса, направленного на повышение уровня сформированности общих компетенций. Данный компонент выполняет функцию диагностики и коррекции. Обеспечение формирования общих компетенций у студентов-экологов невозможно без применения обоснованного мобильного критериально-оценочного аппарата, позволяющего для каждого студента определить уровень (низкий, средний, высокий) сформированности общих компетенций. Разрабатывая теоретическую модель формирования общих компетенций у студентов-экологов, мы опирались на компетентностный подход. Реализация компетентностного подхода потребовала опоры на ряд прин- ципов, отражающих особенности общих компетенций у студентов-экологов. К содержательным принципам формирования общих компетенций у студентов-экологов, которые связаны с отбором содержания данного процесса и его совершенствования, относятся принципы фундаментальности, целесообразности, научности, профессиональной направленности [6]. Процесс формирования общих компетенций у студентов-экологов предполагает применение разных методов, средств и форм организации обучения [7-14]. К основным организационным формам отнесены лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа студентов. При этом акцент делается на продуктивную работу в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, межпредметные связи, самостоятельность (эффективный поиск информации в сети Интернет; технология работы с учебным текстом, с аудиотекстами; визуальными учебными материалами в виде картин, схем, таблиц, фильмов; рисование карт мышления; подготовка мультимедийных презентаций, проектов, кейс-пакетов и пр.) и личную ответственность студентов за принятие решений.

Е.Ю. Голохвастова, аспирант кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

П.Э. Шендерей, кандидат педагогических наук, проректор по учебной и научной работе Институт менеджмента, маркетинга и права, Тольятти (Россия)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован